Как правило, все разговоры о Российской арт-сцене сфокусированы на ситуации в Москве. Да, есть «Вторая столица», Санкт-Петербург, но эта сестра-недотрога всегда была больше заинтересована в своих собственных делах. Иногда появляются кое-какие новости из провинции — Перми, Калининграда или Екатеринбурга — но большую часть года, Москва представляет собой одновременно отправную и финальную точку для современных художников в России.
Так и есть, за исключением одного уикенда в году, когда, словно как на рейв, все вдруг собираются в местечке под названием Никола-Ленивец. Эта глухая деревушка приютилась в Калужской области России, около 3 часов на юго-западе Москвы. Она была «открыта» в 2000 году после того, как участник арт-группы «Митьки», художник Николай Полисский начал привлекать жителей деревни к созданию своих массивную скульптур и проектов в сфере лэнд-арта. В 2005 году деревня стала чем-то вроде места паломничества после того, как Полисский и некоторые из его коллег (в том числе Антон Кочуркин), основали Архстояние, фестиваль архитектуры в открытом поле.
В эти выходные, Архстояние празднует новую версию фестиваля. За восемь лет существования, фестиваль эволюционировал от нескольких скульптур в поле до полноценной биеннале, где в изобилии представлены лекционные программы, международные гости, прокат велосипедов, концерты и даже параллельная программа. Все это появилось в какой-то степени благодаря автору инсталляций в рамках Baibakov Art Projects / человеку, что вдохнул новую жизнь в Гогольfest / новаторe ArtSquatForum / и далее по списку (эх, ну что мы еще можем сказать, мы же не совсем объективны будем…), художнику и куратору Кати Бочавар, которая является со-куратором программы наряду с Кочуркиным. Бочавар привела за собой многих знакомых художников – представителей саунд-арта, новаторов в сфере средств массовой информации, поэтому теперь здесь можно увидеть не только деревянные скульптуры, но и представления от арт-коллектива Electroboutique, композитора Владимира Раннева, и даже Иры Кориной, которая лишь недавно представила свою инсталляцию Часовня в Бруклинской Академии Музыки.
Подводя итоги фестиваля и, основываясь на отклике в социальных медиа, мы можем с уверенностью сказать, что одним из хитов в эти выходные стал перфоманс Ольги Кройтор. Мы уже говорили о ней раньше, так как очень любим ее сложные и слегка отрешенные коллажи, которые отсылают к эпохе СССР и конструктивизму, но так, что не находится слов, чтобы описать их. Для этого перфоманса- очень подходящего для фотографирования на смарт-фон – Кройтор похоронила сама себя под стеклянной панелью, недалеко от дороги. Она предстала перед зрителями обнаженной, но с распущенными длинными черными волосами, которыми обернулась, словно ведьма. Перфоманс не имеет названия, но если там и был контекст, то мы не уловили его из тех миллионов фотографий, что просмотрели. Однако ее способность работать с толпой заставляет нас думать о том, что это то имя, на которое стоит обратить пристальное внимание. (И вот одна из наших любимых фотографий, вы сразу поймете, о чем мы. Большое спасибо куратору и критику Грише Константинову, кому принадлежит этот снимок).
Более подробную информацию о фестиваля Архстояние можно найти на сайте. Между тем, мы поздравляем Бочавар, Кочуркина и всю команду, которые еще раз доказали, что искусство может существовать и за пределами Москвы.
Уведомление: Время мечтать: Молодое искусство, Кабаковы в Париже и Манифеста | Baibakov Art Projects