Все эти женщины: Заметки о Лондонской ярмарке

Lutz Bacher, Chess,  the ICA London, October 2013

Lutz Bacher, Chess, the ICA London, October 2013

На прошлой неделе центром мира современного искусства стала Лондонская ярмарка Фриз (Frieze Art Fair) и ее младшая сестра Фриз Модерн (Frieze Modern). Некогда «новая» и » интеллектуальная» ярмарка Фриз стала все более предсказуемой. Но порох еще есть, и прошедшая Фриз предоставила несколько сюрпризов. Например, Марк Леки (Mark Leckey) в Cabinet и замечательный проект Пилви Такала (Pilvi Takala), где она, получив Emdash Award (₤ 10 000), предложила группе детей в возрасте от 8 до 12 потратить эти деньги как им вздумается. [Читайте о проекте и самой художнице здесь и смотрите видео о том, что решили дети здесь.]

И все же, самыми захватывающими нам показались проекты за пределами самой ярмарки. Галереи всегда стараются показать свое самое лучшее во время этих активных дней. Так и в этот раз: интересное сочетание работ Моррис Луиса (Morris Louis) и Сиприен Гайяра (Cyprien Gaillard) в Sprüth Magers, пространная Лиз Дешенес (Liz Deschenes) в Campoli Presti (кстати, находится в одном здании с Herald Стрит, показывающей запоминающееся соло-шоу Амалии Пика) и спело-клубничные картины Элисон Кац в галерее Laura Bartlett. И, конечно, фантазия о стиле жизни Elmgreen+Dragset «Завтра» — своеобразного спектакля в духе Коллекционеров на Венецианской биеннале в 2009ом, поставленного в интерьерах музея Виктории и Альберта с реликвиями из коллекции.

Завтра в Музее Виктории и Альберта, 2013 . Фото: Андерс Берг Суне

Завтра в Музее Виктории и Альберта, 2013 . Фото: Андерс Берг Суне

В галерее Гагосян  The Show is Over. Выставка исследует предполагаемый конец живописи через работы Фрэнсиса Пикабия, Ричарда Серра , Роберта Раушенберга, Зигмар Польке, Герхарда Рихтера, Майка Келли, Эд Руша, и Кристофера Вула, Дэна Колена, Уэйд Гайтона и Джеффа Элрода. Это впечатляющее мужское собрание из 35 художников. Включена только одна женщина – Ким Гордон. (Возмутились даже в Huffington Post.) К сожалению, этот случай не исключение в практике знаменитой галереи.

Мира Шендель, Без названия, 1963

Мира Шендель, Без названия, 1963

Не в пример грустному реестру Гагосян, другие площадки и галереи Лондона заполнены соло-выставками женщин- художников. В Tate Modern, помимо выставки Пауля Клее, проходят отличные шоу Миры Шендель и первое важное музейное появление ливанской художницы Saloua Raouda Choucair. В Институте Современного Искусства проходит Black Beauty американской художницы Lutz Bacher, а в Whitechapel показывают 80е Сары Люкас. В галерее Барбикан Ayse Erkman, а в Hayward Gallery Southbank Centre предлагают погрузиться в темные глубины Аны Мендьеты. В Serpentine можно увидеть лирические работы Adrien Villar Rojas, представленные в гармонии с новым пространством галереи, называемым Саклер. Здание порохового склада 19-го века превратилось в обтекаемые органические контейнеры для  выставок архитектора Заха Хадида.

Все это напомнило нам о замечательной статье Уилсон-Голди, опубликованной в журнале Frieze пару выпусков назад (текст доступен в интернет-версии бесплатно после регистрации). Эссе «Слухи и признание» изучает недавно начавшуюся волну интереса к «потерянным» женщинам-художникам. Среди проявлений этого интереса она называет последние триумфы в раскрытии Etel Adnan, Anna Boghiguian и Charlotte Salomon, лауреатов Венецианского Золотого льва в этом году, Марии Лассниг и Марисы Мерц, открытии Мунир Фаоманфармаян и Лигии Папе, и активность, связанную с Sturtevant, Lee Lozano и Yayoi Kusama. Ссылаясь на конкретные моменты истории их наследия, Уилсон-Голди говорит следующее в контексте обсуждения выше перечисленных художниц:

За исключением Лозано, которая, вероятно, является самый исключительный из них, эти художники стали очень реальными, поддерживаемые выставками, книгами, СМИ и рынком. Что привлекло внимание всего мира к работам этих женщин? Было бы замечательно, возможно даже глупо и ошибочно, предположить, что это обусловлено работой феминисток с армией великодушным активистов, трудящихся за кулисами, чтобы исправить десятилетия и столетия доминирования мужчин в истории искусства. Было бы столь же неправильно предположить, что тема пола художников уже неактуальна, что она не имеет значения и принадлежит, по словам Стёртевант, к пережиткам «средневекового мышления» . Очевидно, что мужской шовинизм продолжает быть. Причины, по которым женщины были упущены как художники, довольно легко идентифицировать. Сложнее, однако, найти способ для решения последствий этих упущений.

Рекомендуем вам почитать.

Anna Boghiguian, Leper, 2008

Anna Boghiguian, Leper, 2008

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s