Реституция на первых полосах: Музей Метрополитен вернет кхмерские статуи Камбожде — поможет ли это Ирине Антоновой?

Поль Гоген, Женщина с фруктом, 1893. Коллекция Морозова, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Поль Гоген, Женщина с фруктом, 1893. Коллекция Морозова, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

На прошлой неделе мы  рассказали о том, как Ирина Антонова, недавно назначенная главным куратором pоссийских государственных музеев, не стала терять времени даром и в срочном порядке во время «прямой линии» с Владимиром Путиным, попросила президента рассмотреть вопрос о воссоздании  Государственного музея нового западного искусства.

Эта институция была основана в 1919 году и включала в себя великолепные коллекции Ивана Морозова и Сергея Щукина, которые скупали импрессионистов еще в тот момент, когда творчество Матисса считалось отклонением от нормы. Возможно, просьба г-жи Антоновой приведет к созданию в Москве чего-то наподобие Музея Де Орсэ, который станет дополнением к Третьяковской галерее и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Это был бы поистине фантастический план, если бы не одно «но» – половина работ входит в основу коллекции современного искусства Государственного Эрмитажа, куда они были перевезены после Второй мировой войны, и к тому же директор Эрмитажа Михаил Пиотровский буквально одержим идеей сохранить эти работы в Санкт-Петербурге, включая знаменитый  «Танец» Матисса. Тем не менее, так как сложно уклониться от обещаний, сделанных в прямом эфире, Путин заявил, что рассмотрит предложение Ирины Антоновой и созовет специальную группу для рассмотрения вопроса о  целесообразности восстановления музея.

Делу Ирине Антоновой может помочь еще и тот факт,что именно сейчас международное арт-сообщество активно поддерживает заявки о реституции. Так, объявление Музея Метрополитен от 3 мая о  возвращении двух кхмерских статуй Королевству Камбоджи, было размещено на первой странице The New York Times.

Согласно пресс-релизу, работы, о которых идет речь, представляют собой две каменные статуи «Коленнопреклонных служителей», датируемые Х веком. Изначально они находились в храме Кох Кер, а в период с конца 1980-х до начала 1990-х были переданы в Музей Метрополитен. В течение последующих 20 лет они располагались при входе в музейное крыло, посвященное Юго-Восточной Азии.  Согласно New York Times: «Решение Музея Метрополитен отражает рост внимания американских институций к просьбам иностранных музеев о возвращении их культурных артефактов».

Пока инициатива Музея получила широкую общественную поддержку. Мы же будем с интересом следить, станет ли это решение американского музея прецендентом для других подобных дел.

Статью New York Times вы можете прочитать здесь, для ознакомления с пресс-релизом Музея Метрополитен пройдите по этой ссылке.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s