Благотворительность и главные изменения на пути к созданию Российского Музея Нового Западного Искусства

 

Анри Матисс. Танец. 1910. Коллекция Госудерственного Эрмитажа

Анри Матисс. Танец. 1910. Коллекция Госудерственного Эрмитажа

11 апреля, министр культуры Владимир Мединский объявил о назначении Ирины Александровны Антоновой, находящейся в должности директора ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1961 года, главным куратором российских государственных музеев.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова на совещании членов Общественного совета при Министерстве культуры РФ, 23 апреля 2013 года. Фото: Артгид.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова на совещании членов Общественного совета при Министерстве культуры РФ, 23 апреля 2013 года. Фото: Артгид.

Несмотря на почтенный возраст, ведь г-же Антоновой 91 год (без сомнений, единственный директор музея в мире в столь солидном возрасте), Ирина Александровна не устает выдавать фразы, достойные цитирования: «Да мы оптимисты. И что с того? Это наша работа!» и «Я не знаю, что именно, как предполагают, должно входить в обязанности главного куратора. Однако конкретно сейчас я сижу и жду, когда мы наконец начнем говорить о моей работе!» — но давайте не забывать о ее корнях. Согласно Artforum: «В 1945 году молодой историк искусства Ирина Антонова сыграла решающую роль в том, чтобы произведения искусства из Германии были переданы в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в качестве военных трофеев, а затем она была одним из самых ярых противников их возвращения в Германию после развала Советского Союза. В 1996 году выяснилось, что под ее руководством  тайно хранился, так называемый «Клад Приама», коллекция золота и ценных артефактов, найденная немецким археологом Генрихом Шлиманом в 1873 году». Наша прекрасная леди решила не тратить время на поднятие вопроса  о реституции даже на внутреннем уровне. 

25 апреля  во время «прямой линии» с Владимиром Путиным Ирина Антонова обратилась к президенту  с просьбой вернуть в Москву  знаменитые коллекции Ивана Морозова и Сергея Щукина, которые включают такие шедевры как Танец Анри Матисса, 1910. В 1930-х годах коллекции были разделены между ГМИИ им. Пушкина и его неофициальным соперником Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге. Однако в течение последних 10 лет (вдобавок ко всему вышеперечисленному!) Антонова  активно ратует за возвращение всей коллекции в Москву. Теперь она выступила с идеей воссоздания  Музея нового западного искусства, в котором  можно было бы разместить всю коллекцию, что, безусловно, идет в разрез с позицией директораЭрмитажа — Михаила Борисовича Пиотровского, однако, Антонова любезно напоминает нам: «Восстановление музея  — это не проблема Антоновой и Пиотровского, это не проблема Эрмитажа и Пушкинского музея, это государственная проблема.» В этой связи мы очень признательны Artguide за реконструирование истории борьбы за размещение знаменитой коллекции

Мария Максакова-Игенбергс, депутат, оперная певица

Мария Максакова-Игенбергс, депутат, оперная певица

А теперь на тему благотворительности… В рамках многочисленных разговоров  об  олигархах  и организованных ими центрах искусства, редко вспоминают о том, что в России не предусмотрены налоговые льготы на расходы на благотворительность. Чтобы изменить ситуацию, в этом месяце Государственная Дума приняла проект Закона «О меценатской деятельности». Похожий законопроект уже выносился на обсуждение в 1997 году, однако, затем он томился более 13 лет, пока его не отклонили в  2011 году. Уже сейчас, как нам кажется, этот законопроект  имеет большую поддержку (в особенности стоит отметить блондинку-красавицу, оперную звезду и законодателя Марию Максакову-Игенбергс, которая входит в группу инициаторов законопроекта).

23 апреля, Общественный Совет при Министерстве Культуры встретился с Максаковой и остальными инициаторами для обсуждения законопроекта. Artguide подготовил потрясающий отчет об этой дискуссии (а также фото букета, который директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова приподнесла Марии).  Во время дискуссии Максакова-Игенберг не стеснялась  выразить свои взгляды на «современное искусство» и огромный потенциал для мошенничества в налоговой сфере, который оно предоставляет:

«В Америке есть система: если ты даришь музею произведение искусства, то его стоимость вычитается из подоходного налога. Казалось бы, прекрасная идея, но она ведет к тотальному обману налоговой службы: берут всякое “современное искусство” (тут был выразительный жест двумя согнутыми пальцами обеих рук, означающий кавычки, как искрометно заметил Artguide),  экспертная оценка: эта кривая рожица стоит 10 миллионов долларов. Меценат ее подарил, и налогов с этих денег не заплатил. Это просто обман».

Свиблова выразила беспокойство по другому поводу, а именно о том, что любой частный  благотворительный вклад в музей затем вычитается из его федерального бюджета:

«Мой любимый город мне говорит: живите на самообеспечении, вы получили от мецената десять рублей и еще волнуетесь, что у вас бюджета нет. Они облагают эти рубли налогом, а потом не включают их в бюджетный план на будущий год, потому что у вас есть партнер! Какой-нибудь сумасшедший дал денег, а на следующий год — раз! — и бюджет бах! Потому что партнера нет!»

Сейчас именно то время, когда эти вопросы должны обсуждаться, и мы рады, что они привлекают внимание, которое заслуживают. Полный отчет о прошедшей встрече вы может прочитать здесь на Artguide.

Реклама

2 thoughts on “Благотворительность и главные изменения на пути к созданию Российского Музея Нового Западного Искусства

  1. Уведомление: Реституция на первых полосах: Музей Метрополитен вернет кхмерские статуи Камбожде – поможет ли это Ирине Антоновой? | Baibakov Art Projects

  2. Уведомление: Новый директор ГМИИ им. А. С. Пушкина. | Baibakov Art Projects

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s